Елена Четыркина: Если представить, что событийная индустрия – это государство, а совокупный вклад деловых мероприятий в мировой валовой внутренний продукт – его ВВП, то такая страна займет 13-е место в рейтинге развитых экономик мира, обогнав Австралию, Испанию, Мексику, Индонезию и Саудовскую Аравию. Сегодня в ивент отрасли работают свыше 25 млн человек. Кто они? Где их учат и какими компетенциями они обладают? Нужно ли высшее образование, чтобы работать в событийной индустрии?
Игорь Бухаров, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС:
Событийная индустрия охватывает весь спектр услуг по организации и проведению мероприятий различных форматов: выставки, конгрессы, форумы, инсентив-программы, фестивали, спортивные мероприятия и др. Организатор мероприятий – востребованная специальность на рынке труда. Но при подготовке специалистов для отрасли их деятельность размыта в таких образовательных стандартах, как «Реклама и связи с общественностью», «Менеджмент», «Искусство и культура» и прочих. Организатор мероприятий должен обладать знаниями во многих областях: помимо разработки самой концепции и бюджета мероприятия, необходимо уметь подбирать площадки для проведения, планировать деловую и культурную программы, работать со спикера ми, вести переговоры, утверждать меню, координировать работу поставщиков. транспорта, обеспечивать безопасность проведения события и многое другое. Поскольку в сфере организации мероприятий, гостеприимства и туризма направления деятельности очень часто пересекаются, специалист в этой сфере должен быть универсальным «солдатом».
В настоящее время в РАНХиГС совместно с заинтересованными сторонами ведется работа по изменению модели перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, которая отвечала бы задачам опережающего развития высшего образования, а также целям повышения качества подготовки востребованных кадров, ориентированных на адаптацию к новым технологиям. В частности, предлагается новая укрупненная группа направлений и специальностей, где предлагается выделить в отдельное направление событийную индустрию.
Новый образовательный стандарт многопрофильного бакалавриата «Гостеприимство» РАНХиГС решает задачу подготовки специалистов нового поколения, обладающих фундаментальными знаниями и практико-ориентированными компетенциями по нескольким профилям подготовки, актуальным для сферы гостеприимства и туризма, сочетание которых позволяет выстроить свою собственную траекторию карьеры в этой сфере. Особенность модели многопрофильного бакалавриата – в ее гибкости, возможности построения индивидуальной траектории развития и своей карьеры в выбранной сфере. Такой подход способствует подготовке специалистов в нескольких областях одновременно, что и является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода, где учащиеся развивают профессиональные навыки для конкретной работы по одному виду деятельности.
Михаил Пашоликов, старший преподаватель института экономики и управления Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:
Одна из замечательных особенностей индустрии мероприятий заключается в том, что вам необязательно иметь высшее образование, чтобы начать карьеру в этом бизнесе. До того, как планирование событий стало профессией, они организовывались административным персоналом, руководителями отделов маркетинга и коммуникаций, сотрудниками предприятий общественного питания и гостиничного бизнеса. По мере того, как мероприятия становились все более распространенными в различных отраслях экономики, а компании начали нанимать специальных организаторов, стали формироваться ключевые принципы и процедуры событийного менеджмента, которым можно было обучать в академической среде.
Сейчас, когда организация мероприятий стала многогранной сферой, охватывающей все – от составления бюджета до декора помещений, трудно определить единый для всех путь в профессию, будь то профильное университетское образование, онлайн-курсы или сдача международных квалификационных экзаменов CMP, CAE или CSEP, повышающих авторитет профессионала. Полагаю, что для новичков, изучающих базовые процессы управления событийными проектами, вполне достаточно включение вариативных модулей в программы подготовки специалистов в сфере менеджмента, гостеприимства или маркетинга. Получение же первого практического опыта доступно в рамках учебных лабораторий, таких как, например, «Образовательная площадка Event-Не-Prof», которая открыта для студентов Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Этот формат позволяет организовывать квазипрофессиональную деятельность начинающих специалистов. Создавая собственные мероприятия, студенты развивают креативность, стрессоустойчивость, презентационные навыки и многое другое, что способствует их профессиональному становлению.
Елена Четыркина: Итак, в России, в компаниях работают опытные, влюбленные в свое дело профессионалы, но где готовят им смену?
Елена Васильева, директор центра международных научных исследований и проектов Санкт-Петербургского государственного экономического университета:
При подготовке специалистов для событийной отрасли используется междисциплинарный подход. Сегодня в большинстве европейских университетов программы бакалавриата и магистратуры обеспечиваются силами нескольких кафедр или факультетов. Получить образование по специальности «Событийный менеджмент» в нашей стране можно, например, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Московском государственном университете спорта и туризма, Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, Уральском федеральном университете в Екатеринбурге (УРФУ) и Кубанском государственном университете в Краснодаре. Специалистов в этой сфере готовят по направлениям: связи с общественностью, туризм, менеджмент и сервис.
Европейские вузы предлагают широкий спектр программ в системе дополнительного образования, бакалавриата и магистратуры по управлению спортивными мероприятиями, туризму, развлечениями, креативными ивентами. По понятной причине количество и разнообразие программ по событийному менеджменту и проектированию в цифровой среде увеличилось в связи с пандемией. Лиде- рами в этом направлении в Европе можно назвать Великобританию и Германию. Отдельный интерес представляют итальянские, французские и испанские университеты, программы которых ориентированы на подготовку специалистов по организации событий в сфере культуры и спорта.
Оксана Кострюкова, руководитель образовательной программы бакалавриата «Управление проектированием и организацией событий», заведующая кафедрой сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета:
Надо сказать, что, так же, как и сама индустрия, образование в этой сфере в нашей стране достаточно молодое. Мы первыми в России начали подготовку специалистов по организации конгрессно-выставочных услуг. В 2013 году в вузе была создана специализированная кафедра, появилась профильная программа бакалавриата по этой тематике с возможностью продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. Сформирован профильный Совет образовательной программы, в состав которого входят ведущие эксперты конгрессно-выставочного рынка. Проведены исследовательские работы, запущено проектное обучение. Совместно с Российским союзом выставок и ярмарок разработана программа дополнительного профессионального образования.
Опыт других вузов свидетельствует, что профильные программы могут быть реализованы в рамках различных направлений подготовки, от «Реклама и PR» до «Менеджмент». Но, как показывает практика, они достаточно фрагментарны, реализуются на неспециализированных кафедрах, слишком малочисленны, чтобы сгенерировать вокруг себя интерактивное профессиональное пространство и сообщество.
Пока индустрия не самоопределилась и не самоидентифицировалась, отсутствует выделенное направление подготовки «Индустрия событий», мы создаем образовательные программы в рамках направления «Сервис», что позволяет нам гибко реагировать на те тренды и изменения, которые характерны для сервисной экономики в целом и сектора событийных услуг. Если несколько лет назад мы готовили бакалавров в рамках программы «Конгрессно-выставочная деятельность», то с 2021 года делаем это по профилю «Управление проектированием и организацией событий». Мы учитываем то, как меняется эта сфера. Ввели в программу возможность углубленного изучения особенностей организации деловых, социокультурных ивентов с учетом офлайн-, онлайн- и гибридных форматов мероприятий. Созидатель событий – это профессия будущего, которая будет актуальна в ближайшие несколько десятилетий.
Альбина Кильдигулова, генеральный директор Башкирской выставочной компании:
Если посмотреть с точки зрения работодателя то, кто же может быть против хорошо образованных, влюбленных в дело молодых специалистов? Но давайте спустимся с небес на землю. Внешне выставки – это сплошной праздник. В реальности – титанический, рутинный труд с множеством неизвестных и стрессов. Наша индустрия весьма разносторонняя. Мы подбираем кадры по очень многим критериям, растим их, обучаем. У нас принята система наставничества, как говорится, без отрыва от производства. Процесс обучения у нас идет постоянно параллельно с работой, так как каждое мероприятие – это полигон как для опытных, так и молодых специалистов.
Не бывает двух одинаковых событий, ничто не стоит на месте. И главное в нашей работе – быть гибким, мобильным, динамичным и устойчивым. После каждого события мы проводим полный его разбор. В проектах есть находки, достижения, минусы-недоработки. Первое – для мотивации, второе – чтобы избежать ошибок в будущем.
Не все выдерживают, не все понимают, как можно жить в таком темпе, но в Башкирской выставочной компании сложился очень крепкий костяк коллектива. Люди работают по 10 и более лет, у всех разное образование, опыт, но любовь к выставкам, форумам, постоянное стремление к развитию, новым технологиям делают их высокопрофессиональными специалистами.
Алексей Коршунов, заведующий кафедрой туризма Московского государственного университета спорта и туризма:
В 2022 году в Московском государственном университете спорта и туризма появится магистратура «Событийный туризм: организация и проведение крупных спортивных мероприятий». Мы дадим нашим студентам все необходимые навыки и компетенции, требуемые для успешной конгрессно-выставочной деятельности. Открытие магистратуры – это заказ Департамента спорта города Москвы и профессионального сообщества. Мы рассчитываем подготовить специалистов, удовлетворяющих конкретные запросы заказчиков, за счет столичного бюджета. А более широкие потребности индустрии – через внебюджетную программу профессиональной переподготовки «Специалист конгрессно-выставочного дела», которую будем реализовывать на базе Института дополнительного профессионального образования и развития карьеры.
Елена Четыркина: Событийная индустрия идет рука об руку с техническим прогрессом и является высокотехнологичной отраслью. Мы еще не догнали космическую, но роботы у нас работают. Связь последнего поколения 5G и Wi-Fi 6 на территории конгрессно-выставочных центров помогают демонстрировать достижения науки и техники. Цифровизация событийной индустрии идет полным ходом, начиная от бизнес-процессов и заканчивая площадками. Как сказал Игорь Бухаров, специалист событийной индустрии – это универсальный «солдат», обладающий огромным набором компетенций. Если это так, то зачем нам базовое образование? Может ли международная сертификация стать панацеей или достаточно профессионального стандарта?
Елена Васильева: Обсуждая состав компетенций для ивент специалиста в условиях современной цифровой революции с нашими партнерами из Германии, Латвии, Великобритании, Франции, мы пришли к выводу, что дизайн-мышление и отношение к работе для творческого решения проблем стало решающим. Ивент специалист должен уметь рассматривать происходящее вокруг себя как набор упорядоченных элементов, связанных между собой, а также анализировать ситуацию и находить верный способ решения проблемы, уметь эффективно работать в команде в условиях неопределенности и прогнозировать перспективу развития, развивать сетевую коммуникацию с партнерами.
Альтернативное обучение сегодня может составить конкуренцию университетскому образованию. Такие компании, как Google, Penguin Random House и Apple уже не требуют от работников дипломы вуза. По данным офиса Erasmus+, в России в настоящее время обучение в течение всей жизни перестает быть только концепцией, а становится потребностью. В рамках этой реальности растет значимость неформального самообучения и признания его результатов. В свете развития цифровых технологий рынок образования быстро наполняется доступными цифровыми образовательными платформами, такими как Spec, EdX verification certificate, Udacity, Nanology и LinkedIn Learning, ориентированными на потребности рынка труда. Востребованность выпускников онлайн-курсов снижает ценность дипломов, полученных в результате традиционного образования. В качестве подтверждения результатов цифрового обучения принимаются микросвидетельства, сертификаты и знаки, документы, которые выдаются профессиональными организациями после экзамена. Они признаются и зачитываются в рамках традиционного образования во многих университетах США и Европы.
Игорь Кирсанов, эксперт Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, эксперт Российского союза выставок и ярмарок:
Профессиональный стандарт 33.019 «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» отмечает пятилетие существования. Ответ на вопрос о его необходимости для отрасли, на мой взгляд, очевиден – да, нужен. Действительно, пока результаты, видимые в масштабах всей индустрии, не достигнуты, внедрение стандарта идет крайне медленными темпами. Но, во-первых, руководители предприятий, HR-службы получили инструмент для приема на работу и оценки профпригодности работников, а во-вторых, учебные заведения могли формировать программы подготовки и переподготовки кадров для отрасли. К сожалению, пока не заработал сам механизм аттестации (сертификации) и получения свидетельства о профессиональной квалификации. Да и процедура совершенствования и обновления стандарта не успевает за событиями в отрасли.
Елена Четыркина: Подготовка специалистов для событийной индустрии в настоящее время не выделяется в отдельные направления, а рассматривается как некая специализация в общей системе подготовки, то есть сосредотачивается в рамках профилей. Под влиянием пандемии резко ускорились процессы глубоких изменений в отрасли, появились новые направления и форматы подготовки и проведения мероприятий, что приводит к изменению требований работодателей к знаниям и умениям работников. Концепция обучения в течение всей жизни получает все более широкое распространение на современном рынке труда в событийной индустрии. Необходимость постоянного обновления компетенций актуальна не только для молодых специалистов, но и работников со стажем. Специалисты будут высоко востребованы на рынке труда, если у них есть навыки, необходимые для адаптации. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, нужны не только профессиональные навыки, но и мягкие компетенции. Мы наблюдаем, что сильно сместилось соотношение технических и гибких навыков. Неслучайно, что одной из главных ценностей работника стала его адаптивность. В России есть учебные заведения, готовящие специалистов для событийной отрасли. Международная индустрия встреч предлагает широкий ассортимент учебных и сертифицированных программ. Но это не одно и тоже. Главный тренд сегодня – это непрерывное образование в течение всей жизни.
Источник: журнал «Congress Time»
https://congresstime.ru/