Сергей Воронков,
президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), член совета директоров Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл»
«Отрасль консолидировалась и выстояла»
С момента начала пандемии прошло два года, и на фоне этого событийная индустрия доказала, что невыполнимых задач не существует. О том, как конгрессно-выставочная отрасль переживает новые ограничения, каким образом государство поддерживает компании событийной индустрии, и что предпринимает Российский союз выставок и ярмарок для поддержки сферы, в эксклюзивном интервью порталу Event LIVE .
- Какую ситуацию в отрасли создают новые ограничения?
Наше время диктует десятки новых вызовов для России и конгрессно-выставочной отрасли в частности. Перед нами определились вызовы реконструкции мировой экономической системы на фоне обострения конкуренции, борьбы с формированием негативного образа нашей страны, нарастающей конкуренцией городов и регионов, смены маркетинговых парадигм и каналов продвижения компаний, преодоления эпохи предельного и тотального отчуждения человека через общение и события. Появилась необходимость найти источники синергии и новые точки роста в экономике и увеличении косвенных доходов для экономик стран и регионов, выбрать приоритеты в развитии сферы туристических услуг и возможности глобальной конкуренции. Мы стараемся находить ответы на вызовы и вносить свой вклад в реализацию поставленных задач.
Ситуация усугубляется нестабильностью эпидемиологической обстановки во всем мире. В России каждый субъект самостоятельно принимает новые ограничения, в связи с чем у посетителей выставок нет точного понимания правил игры, и, в целом, организаторам становится достаточно сложно сформировать мероприятие. Оперативный штаб РСВЯ приложил немало усилий для разработки Дополнений к Методическим рекомендациям Роспотребнадзора по предупреждению распространения COVID-19 при осуществлении конгрессной и выставочной деятельности. Документ определяет основные требования к доступу на конгрессно-выставочные мероприятия для всех людей, участвующих в их организации и проведении. Официальное письмо было подписано руководителями Торгово-промышленной палаты РФ, РСВЯ, Ассоциации Национального конгресс-бюро, СРО «Союз выставочных застройщиков» и направлено в Российский союз промышленников и предпринимателей.
Еще один барьер, который хочется поскорее преодолеть – отсутствие системного подхода в вопросе въезда иностранных участников. По предварительной статистике РСВЯ, проведенной за 9 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, мы наблюдаем отрицательную динамику посещения конгрессно-выставочных мероприятий зарубежными гостями. Снижение их числа составило 74,5%. Поэтому сейчас с Минпромторгом мы прорабатываем вопрос введения системы Expo ID. Этот документ по своей идее похож на паспорт болельщика, который был разработан для гостей Чемпиона Европы по футболу в этом году. Expo ID позволит иностранным гражданам воспользоваться туристическим предложением нашей страны, закрепить имидж России как открытого государства, показать гостям новые маршруты и, что наиболее важно, увеличить турпоток, привлекая дополнительные доходы в бюджет страны.
Также совместно с Минэкономразвития мы обсуждаем возможность запуска механизма business tax free и способы компенсации НДС для иностранных организаторов конгрессно-выставочных мероприятий в России. Важный момент – мы должны добиться обоюдного признания международных прививочных сертификатов, чтобы гости нашей страны могли свободно посещать объекты городской инфраструктуры во время деловых поездок. Все эти вопросы мы хотели бы обсудить на межведомственной комиссии.
По данным ВНИЦ R&C, объем рынка событийной индустрии по суммарной выручке компаний в 2020 году сократился на 38%, до 129,6 млрд руб. Для сравнения, в 2019 году этот показатель был на уровне 203 млрд руб. Globex заявил, что на 2021 год рынок событийной индустрии оценивается в 14,8 млрд долларов, и это на 49% ниже, чем двумя годами ранее. К слову, доходы группы компаний «Экспофорум» упали лишь на 28%, и это хороший результат. Количество занятых в конгрессно-выставочной отрасли упало на 10%, а 180 организаций прекратили свое существование. В последние несколько месяцев эти процессы замедлились, можно сказать, что индустрия с ситуацией справилась. Сейчас выставочные компании, словно пациенты в больнице – дышать могут уже самостоятельно, но время выписки еще не пришло. Мировая отрасль испытывает осторожный оптимизм. Консалтинговая фирма AMR International прогнозирует, что в 2023 году глобальный выставочный рынок восстановится и достигнет 96% от размера 2019 года.
- Какие меры предпринимает Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) для защиты интересов отрасли?
РСВЯ оказал мощнейшую поддержку конгрессно-выставочной отрасли. Союз объединил и приумножил усилия всех вспомогательных организаций: Национального конгресс-бюро, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей и прочих. Благодаря совместной работе, наше государство впервые в истории внесло конгрессно-выставочные организации в перечень системообразующих предприятий страны. В их числе ВДНХ, московский «Экспоцентр», Фонд «Росконгресс», «ЭкспоФорум-Интернэшнл».
Важнейшим этапом стало создание проекта Стратегии развития отрасли и плана ее реализации. В документе дан анализ актуальных мировых трендов и вызовов, определена роль, которую играет конгрессно-выставочная отрасль в их решении, определены стратегически цели до 2030-го года.
Исполнительная дирекция РСВЯ работает в режиме 24 на 7, налаживает коммуникацию в отрасли, организует «скорую правовую помощь» в регионах, проводит обучающие онлайн- и гибридные мероприятия, находит новых партнеров.
Примером успешной и эффективной работы с органами власти может служить закон, подписанный в ноябре 2021 года губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, о льготах по налогам на имущество и аренду земли для компаний конгрессно-выставочной индустрии. В итоге предприятия в 2022 году заплатят налог на имущество и земельный налог в размере 50% от начисленной суммы при соблюдении нескольких условий. В том числе, если сотрудники организации получают заработную плату в размере не менее средней суммы по городу в отчетный период, и если общая площадь недвижимого имущества компании составляет не менее 1000 кв. метров.
- Почему важно определить стандарт Covid Free мероприятия?
Уже в течение почти двух лет регулярно появляются новые ограничения. Последние связаны с введением системы QR-кодов, которая усложняет доступ людей в общественные места. Каждый регион формирует собственные правила. Так с 1 ноября посещение всех конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петербурге, на которых присутствуют более 40 человек, возможно только при наличии подтверждения пройденной вакцинации против коронавирусной инфекции, либо перенесенного заболевания в течение последних шести месяцев. При этом мы знаем, что еще далеко не все россияне сделали прививку. С введением меры мы наблюдаем закономерное снижение числа посетителей, целевую аудиторию стало собирать сложнее. Я могу предположить, что это временная тенденция.
Благодаря проактивным мерам властей страны и регионов, которые определили цель – сформировать у россиян коллективный иммунитет к новой инфекции, для чего вакцинацию должны пройти около 80% населения, картина меняется. Например, в группе компаний «ЭкспоФорум» уже у 83% сотрудников есть QR-код. Я очень надеюсь, что в следующем году система проверки станет привычной для всех практикой, устоятся правила игры − стандарты и требования, и работать станет легче.
Главный итог 2021 года – первого после пандемии – отрасль консолидировалась и выстояла. Проекты идут, собирают широкую аудиторию, создают сотни инфоповодов для журналистов.
Если говорить о конгрессно-выставочном центре «Экспофорум», то одним из ярких проектов прошедшего года оказался XXIV Петербургский международный экономический форум. Он стал первым офлайн-событием после пандемии с участием первых лиц государств и ТОП-менеджеров глобальных компаний. Конечно же, мы бы не стали его проводить, если бы не были уверены в абсолютной эпидемиологической безопасности на площадке. Уже в июле 2020 конгрессно-выставочный центр был переоборудован согласно новым требованиям: его оснастили тепловизорами, которые могут измерять температуру людей в потоке, создали на входе буферные зоны, также мы установили санитайзеры и приобрели дезинфицирующие средства, организовали обработку помещений, закупили средства индивидуальной защиты, установили рециркуляторы воздуха во все помещения и воздуховоды.
Базовая идея и протокол Covid Free пришли к нам от наших европейских партнеров, которые первыми начали проводить подобного рода мероприятия. Суть их очень проста — любое офлайн событие должно быть ограничено по количеству участников и стандарту соблюдения расстоянию между людьми. Теперь в эту парадигму добавилось наличие QR-кода или медицинского отвода от вакцинации с отрицательным результатом ПЦР-теста. Когда мы начинаем вникать в детали, возникают вопросы: какое расстояние безопасно, как проверять QR-коды у посетителей, какое количество людей может находиться в одном помещении, и пр. Поэтому для ускорения процесса согласования проектов с контролирующими органами необходимо утвердить единый стандарт Covid Free мероприятий. Это будет удобно и для организаторов, и для участников, поскольку не понадобится узнавать какие-то новые детали и «ожидать сюрпризов».
- Как вы взаимодействуете с властями в вопросе организации и проведения мероприятий?
Главное в этом деле – последовательность, открытость и постоянный диалог. Благодаря выстроенным коммуникациям с контролирующими органами, в том числе с Роспотребнадзором, нам удалось выработать стандарты, которые позволили возобновить выставочный сезон уже в августе 2020 года. Работа продолжается.
В данный момент одна из наиболее горячих тем – введение реестра личных данных посетителей. Мы ведем переговоры о целесообразности предложения Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга о сборе, передаче Центру развития и поддержки предпринимательства и хранении на протяжении 180 дней паспортных данных гостей и участников конгрессно-выставочных мероприятий. На наш взгляд, внедрение такой практики может вызвать негативную реакцию у граждан и усложнит доступ на площадки.
2020-2021 годы показали, как важна консолидация конгрессно-выставочной отрасли. Совместные обращения компаний событийной индустрии, Российского союза выставок и ярмарок и других организаций позволяют отстаивать интересы отрасли перед государством и проводить международные проекты даже в таких сложных условиях, как сейчас. Наша сила в единстве!
Источник: https://event-live.ru/articles/dialogi/dialogi_1001.html