РСВЯ online

Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков

О работе Российского союза выставок и ярмарок над стратегией развития конгрессно-выставочной отрасли


21 августа состоялось совещание первого заместителя председателя правительства Российской федерации Андрея Белоусова по вопросу развития выставочно-ярмарочной деятельности, докладчиком на котором выступил президент РСВЯ Сергей Воронков. Результаты этого совещания лягут в основу стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли.
- Поделитесь, почему именно сейчас возникла необходимость и потребность в новой стратегии? Почему этот вопрос и эта задача решается на государственном уровне, а не только в рамках профессионального сообщества?

- Во-первых, надо сказать что это совещание можно назвать историческим, потому что на таком уровне совещания не проводились давно. На нем присутствовали заместители министров ключевых министерств: Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Минсельхоза, руководители Российского экспортного центра.

На совещании рассматривались не только вопросы развития конгрессно-выставочной отрасли: обсуждалось и совершенствование деятельности Российского экспортного центра с точки зрения поддержки участников в конгрессно-выставочных мероприятиях и наших экспортеров. То есть были вопросы как базовые, стратегические, так и вопросы практического толка. Доклад мой длился порядка 30 минут, и практически по каждому вопросу первый заместитель председателя правительства Российской федерации Андрей Рэмович Белоусов дал обратную связь - так состоялось обсуждение по ключевым вопросам.

Результатом этого совещания является протокол с поручением соответствующего министерства, прежде всего, Минпромторга, в части решения трех основных вопросов:
-разработка и внесение на рассмотрение Правительства стратегии развития отрасли;
-вопрос ваучеров, постановление Правительства дающее возможность организаторам мероприятий перенести полученные авансы за несостоявшиеся мероприятия на следующие выставки;
-список системообразующих предприятий для отрасли, их критериев.

Если говорить о том, почему стратегия возникла именно сейчас и рассматривается на таком высоком уровне, то мы считаем, что это потому, что мир вступил в фазу глобальных передоговоренностей: разрушены все товарные, кооперационные, производственные, логистические цепочки, которые строились последние 40 лет в мире. Возникают, соответственно, протекционистские барьеры, идет реиндустриализация с возвратом на промышленное производство в развитые страны и многое другое, что влечет за собой необходимость глобально передоговориться по поводу производства поставок, экономических отношений, политических отношений, приоритетов в научной сфере, и за всем этим стоят миллионы встреч, десятки тысяч соглашений, которые могут быть реализованы в короткие сроки и только в формате конгрессно-выставочных мероприятий.

Если их реализовывать поэтапно и индивидуально, это может затянуться на годы. Поэтому альтернативы конгрессно-выставочным форматам как площадкам, где объединяются вместе общение, впечатления, эмоции, контакты, обсуждаются соответствующие тренды и проблемы развития отраслей, возникает так называемое коллективное сознание, с точки зрения выработки решений, - так вот альтернативы формату конгрессно-выставочных мероприятий нет. Человечество не придумало пока ничего более эффективного. Я думаю, что как раз именно этим и руководствуется Правительство, уделяя внимание нашей отрасли.

Как мы знаем, благодаря усилиям всех членов Российского союза выставок и ярмарок и общественным объединениям: Торговой промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, Росконгресса, «Деловой России» и вообще всех тех, кто подписывал все коллективные заявления о необходимости мер поддержки индустрии, наша отрасль вошла в список поддерживаемых. Благодаря этому многие компании смогли воспользоваться мерами поддержки и субсидированными кредитами на заработную плату, отсрочкой налоговых платежей и рядом других мер. Они, конечно, недостаточны, на наш взгляд, но, с точки зрения политической и даже психологической, я бы сказал, фактор того, что наша отрасль вошла в список приоритетных для поддержки, дает нам надежду на то, что мы выйдем на качественно другой уровень, с точки зрения оформления отрасли как таковой.

- Немного подробнее о самой стратегии: какие задачи перед ней стоят, как будет организован рабочий процесс и кто входит в рабочую группу по ее разработке?

- Согласно протоколу, Российский союз выставок и ярмарок до 30 сентября должен предоставить в Минпромторг проект стратегии. Стратегия на сегодняшний день - это нормативный документ, который утверждается постановлением Правительства и имеет, соответственно, ряд нормативных последствий для исполнения. Есть соответствующая методика, определяющая, как должна готовиться стратегия, что она должна содержать, и мы по этой методике и будем разрабатывать нашу стратегию. В ней, помимо обоснования актуальности развития отрасли, будет представлен пакет конкретных организационных, финансовых, правовых мер для поддержки отрасли. Также будут представлены таблицы с показателями развития отрасли: и теми, которые уже есть, и теми, которые мы ожидаем в ближайшие годы, связанные с объемом выручки, уплаченных налогов в отрасли, и с количеством занятых в отрасли. Соответственно, это будет стратегия с таким комплексным эффектом на развитие других отраслей, с вкладом отрасли в укрепление конкурентоспособности страны и многое другое. Это очень серьезный большой труд и ответственность подготовить такой документ. Мы будем готовить его впервые.
Что касается последней концепции развития конгрессно-выставочной отрасли, которая была утверждена постановлением Правительства в 2015 году, то она достаточно хорошо была проработана и глубоко, жалко, что большинство пунктов не исполнено. Но я надеюсь, что эти пункты войдут в новую стратегию уже с учетом новых требований времени.

Сейчас основная задача - сосредоточиться на разработке этого документа с тем, чтобы мы могли вступить уже в этом году в стадию обсуждения и согласования со всеми ключевыми министерствами и ведомствами. Если говорить о содержании стратегии, то, конечно, мы подчеркиваем в ней, прежде всего, значение отрасли в связи с трендами мирового развития и вызовами, которые они несут для России, в этом состоит её актуальность. Мы говорим не только о традиционных значениях отрасли, а еще и о том, какую уникальную роль она будет играть в новых условиях. Потому что работа отрасли как площадки глобальных передоговоренностей в короткие сроки с наивысшей степенью эффективности – это, конечно, еще и роль отрасли как мягкой силы, роль народной дипломатии в части продвижения России, в части возможности участия страны в формировании мировой повестки дня, экономики, в политике, в науке, в технологиях на фоне того, что мы находимся в информационной блокаде. Мы видим, что позитивные новости блокируются, и перебить и прорвать эту информационную блокаду медийными средствами практически невозможно. Основным средством донесения информации о том, чем живет Россия, какие она инициативы предлагает, какие возможности дает для развития бизнеса - является как раз наша индустрия. Потому что человек, который один раз приедет в страну на научный симпозиум или на промышленную выставку, на политический саммит, он своими глазами увидит, как развивается и живет страна, насколько она стабильна с точки зрения безопасности, и этого человека уже будет не переубедить никакими фейковыми публикациями, и он об этом расскажет еще десяткам человек.

При этом надо понимать, что аудитория, которая охватывает конгрессы и выставки - это целевая аудитория как раз мировых элит, которая формирует повестку дня и влияет на принятие ключевых решений. У нас именно та целевая аудитория, и от того, насколько эти люди будут иметь возможность приезжать в Россию и принимать участие в мероприятиях, будет определяться во многом и впечатления о стране и ее возможностях. Поэтому, с учетом всех этих факторов, мы говорим о конгрессно-выставочной отрасли как об одной из важнейших.

Я уже не говорю о том, что наша отрасль является ключевым фактором для потока деловых туристов, а деловой туризм, с точки зрения доходности для территории, является одним из основных. До сорока процентов всех доходов несут деловые туристы, несмотря на то, что их меньше, чем обычных туристов. Тем не менее, они более важны, потому что они оставляют больше денег, они приезжают в низкий сезон, что для России и для Санкт-Петербурга особенно важно. Собственно говоря, наша отрасль является ключевым драйвером в развитии делового туризма.

На примере Санкт-Петербурга могу сказать, что из одного миллиона двухсот деловых туристов, которые приезжают в город в командировки и на мероприятия, половина – 600 000 иногородних и иностранных посетителей приезжают на мероприятия, которые проводятся в «Экспофоруме». То есть фактически для делового туризма Санкт-Петербурга конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» является градообразующим предприятием. Ни одного другого примера с точки зрения сферы туризма привести невозможно, когда бы он генерил такой поток посетителей.

Это, конечно, и развитие компетенций территории. Мы видим на примере тех же Арабских Эмиратов, которые запускают новую программу развития на 2030 год, начиная с открытия форума «Давос в пустыне». Вообще таких примеров масса, которые говорят о том, что, если ты хочешь запустить какое-то направление развития, значит создавай форум, конгресс или выставку, на которую приедут все специалисты, и ты будешь собирать все компетенции, знания, ресурсы, инвестиции и контакты в этой сфере, если ты хочешь быть ключевым.

Есть еще и такие факторы, которые мало обсуждаются: мы считаем, что конгрессы и выставки на сегодняшний день стали важнейшим фактором социализации. В эпоху глобализации и развития виртуального мира, когда все большее количество людей работает и контактирует в виртуальном пространстве, мы понимаем, что фактор живого человеческого общения только набирает вес, он становится все более и более актуальным. В этом смысле наши площадки уникальны, потому что, в отличие от площадок, связанных с объектами культуры или спорта, где в основном люди все-таки потребляют определенную визуальную информацию, у нас происходит общение. То есть мы говорим о том, что наряду со средствами массовой информации, с учреждениями культуры и образования, наряду с семьей и школой, конгрессно-выставочные площадки становятся важнейшим фактором социализации.

Поэтому вся наша инфраструктура должна рассматриваться так же, как и в учреждениях культуры, образования, спорта с соответствующими нормативами по обеспеченности территории необходимыми объектами.

- По каким критериям можно будет оценить степень достижения данной стратегии и какой вы видите конгрессно-выставочную индустрию по итогам ее реализации?

- Критериев в стратегии будет несколько, они определены методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. Это и критерий экономического характера, как я уже сказал, по вкладу в валовый национальный продукт, по налоговой базе, по количеству занятых, по тому, какую синергию отрасль несет для смежных отраслей, обеспеченность соответствующей инфраструктурой, и самое главное, что у отрасли есть колоссальный ресурс для развития.

Сейчас в силу дефицита ресурсов и силу такой высокой конкурентности стран и регионов для успеха нужно определить те ключевые отрасли, которые обеспечивают, с одной стороны, наибольшую синергию, с другой стороны, имеют большие перспективы с точки зрения конкуренции, с точки зрения емкости рынка. Так вот если говорить о синергии с точки зрения создаваемых рабочих мест, в нашей сфере коэффициент 1 к 20, то есть одно рабочее место в сфере организации мероприятий, соответственно, влечет создание 20 рабочих мест в смежных отраслях, начиная от застройки и технических услуг до кейтеринга, клининга, безопасности и т д.

Это подтвержденная статистика. Она следует из того, что в России официально зарегистрировано с основным ОКВЭД по организации конференций и выставок две тысячи компаний; с ОКВЭД, который является вспомогательным, то есть это сервисные компании - до 40 000. Вот прямая статистика, которая бьется с тем, что мы видим на мероприятиях.

Самое главное, что, если выставки как индустрия все-таки привязаны к валовому продукту, мы можем говорить о том, что емкость нашего рынка выставочных услуг, индустрии конгрессов, индустрии встреч коррелируется с валовым продуктом, тогда в сравнении с другими странами можно сделать вывод, что этот рынок только формируется, и у нас он выбран процентов на 10, не больше. Хотя выставки во всей индустрии деловых мероприятий, занимают не больше 7 процентов с точки зрения объема, все остальное –конгрессы, eventы, митинги - это говорит о том, что у нас неограниченные ресурсы развития. При том, что конкуренция, конечно, существует, и Россия в этой части вполне конкурентоспособна.

Например, в мире проводится 12000 мировых конгрессов, из них только 600 проводились в России за всю историю.

Интерес к России по уровню гостевых мероприятий очень высок. Мы видим это на примере «Экспофорума», который уже провел больше десятка мировых конгрессов. До 2022 года еще выиграно 12 мировых конгрессов. 2022 год у нас вообще очень насыщенный – будет проходить 5 мероприятий мирового уровня. Они будут проведены с точки зрения всех стандартов безопасности и обеспеченности необходимой инфраструктуры.

Мы это видели на примере проведения мирового конгресса УФИ: приехали более 700 человек из 70 стран мира, и это специалисты, которые знают всю подноготную, понимают, как все это готовится, они видят все детали и нюансы. Так вот по результатам опроса и итогам проведения, конгресс, который прошел в Петербурге, был признан лучшим за всю историю УФИ. Это отметили все наши мировые эксперты, и, с точки зрения самого города и страны, и с точки зрения организации и гостеприимства. То есть мы фактически можем оказывать эти услуги на высочайшем мировом уровне. И если говорить о стратегической роли и о том, что будет прописано в показателях стратегии: это как раз одно из важнейших направлений развития несырьевого экспорта - экспорт услуг - это та сфера, в которой мы абсолютно конкурентоспособны, и, соответственно, можем наращивать показатели.

Поэтому, возвращаясь к вопросу о том, какой бы я видел нашу отрасль, я бы ее видел как отрасль стратегически важную для государства и узаконенную всеми необходимыми нормативными актами, обеспеченную необходимой качественной инфраструктурой во всех субъектах федерации, как отрасль, у которой скоординирован календарь ключевых мероприятий, которые не конкурируют между собой, рассыпаясь мелким бисером одинаковых мероприятий, которые разграничены с точки зрения компетенции территории, потому что на каждой территории могут и должны быть свои уникальные мероприятия, отражающие ее специализацию и место в разделении труда мировом и российском.

Это же касается ключевых федеральных мероприятий. Мы это называем территориально отраслевой матрицей конгрессов и выставок, которую мы тоже сейчас разрабатываем и будем предлагать на рассмотрение Правительству.

Я вижу отрасль, в которой 60 процентов выставочной деятельности не будет сосредоточено только в Москве. С точки зрения экономической географии развитых стран, таких центров должно быть с десяток с сопоставимыми показателями. Мы знаем, что 75 процентов - это Москва и Санкт-Петербург, остальное приходится на регионы. Это, конечно, тоже неправильно. Я вижу отрасль, которая будет принимать ежегодно сотни мировых конгрессов.

Я вижу отрасль как сферу деятельности, в которой значительно повысится коэффициент участия компаний. По статистике, в той же Германии и США, я уже не говорю о Китае, участие в выставках принимает больше 70 процентов активных, действующих компаний, а у нас всего 8 - 10, вот такой разрыв. Это связано не только с недостаточными маркетинговыми компетенциями и вложениями в продвижение, недопониманием этой сферы. Это связано еще и с отсутствием необходимых мер поддержки, потому что в большинстве стран участие в выставках поддерживается на уровне Правительства. В Китае это практически стопроцентная субсидия, поэтому мы видим как бурно растет этот рынок. В Китае в большинстве провинций созданы конгрессно-выставочные центры от 200 до 500 тысяч квадратных метров, которых в России нет по объему, потому что Китай претендует на сверхдержаву, на конкурентоспособную экономику, и он прекрасно понимает роль конгрессов и выставок, и эту сферу активно поддерживает.

В стратегию мы это будем обязательно закладывать, и в проект закона о том, что участие в выставках и конгрессах должно поддерживаться государством. Это очень эффективное вложение, потому что это поддержка выпуска и продвижения продукции, повышение маркетинговых компетенций самих компаний, развитие конгрессно-выставочной отрасли во всей сфере делового туризма.

Вот как я вижу отрасль: с большим количеством активных участников, с сотнями мировых конгрессов, десятками тысяч выставок, равномерно распределенных по стране, с координированным мировым календарем мероприятий и с высоким статусом в сфере государственных приоритетов.