В связи с пандемией коронавируса конгрессно-выставочный бизнес находится в точке перелома. Одна из базовых компетенций лидеров – как конкретной компании, так и отрасли – это видение. Например, конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум», как одна из современных площадок Европы, формирует
его в трех плоскостях: технологии, управление взаимодействием (сотрудничеством)
и организация деятельности. Сегодня для всех участников рынка ключевой вызов – быть более адаптивным.
На уровне технологий новые возможности для крупных организаторов мероприятий предоставляют не конкретные технические решения,
а их интеграции. Очевидно, что цифровизация будет все больше проникать
в различные сферы, и индустрия событий – не исключение.
Но если смотреть в 2030 год и дальше, будем исходить из того, что те технологии, которые сегодня вызывают удивление или недоверие, стали естественными атрибутами повседневной жизни.
Для конгрессно-выставочной отрасли это новая возможность: мы сможем предложить клиентам демонстрацию уже не отдельных образцов оборудования, а целых комплексов и систем. Представьте себе ситуацию, когда посетитель выставки, не вставая с кресла, получает несколько вариантов оснащения целого завода. Причем все они составлены из экспонатов, находящихся в павильоне,
и каждое предложение содержит всю необходимую информацию о технических характеристиках и параметрах работы будущего предприятия и оптимальный маршрут обхода нужных стендов. Прибавим к этому восходящий тренд цифровых двойников, которые также могут стать отдельными элементами экспозиции – пространство вариантов организации мероприятий просто невероятное.
Большие возможности, как для выставочных, так и для деловых мероприятий открывает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности.
От VR-переговорных и презентационных зон, в которые участник выставки для максимально эффективного взаимодействия с клиентом приглашает «аватар» любого специалиста компании, до информационных носителей планов павильонов, открывающихся по запросу посетителя в любом удобном для него месте и не требующих изготовления из реальных материалов. Дополненные инструментами персонализации на основе искусственного интеллекта такие решения радикально изменят клиентский опыт. Различные типы цифровых ассистентов уже становятся распространенным элементом рабочего пространства специалистов. В индустрии деловых событий, без всякого сомнения, работа для них найдется.
Еще раз подчеркну, мы смотрим на дальний горизонт, в котором коммуникационные и цифровые технологии, сегодня считающиеся инновационными, обычное дело. В наше время часто можно слышать, что тотальная цифровизация и переход в онлайн станут «идеальным штормом» многих традиционно «офлайновых» отраслей. И да, и нет. Любая угроза содержит в себе возможности. Для конгрессно-выставочного бизнеса – это максимальное использование человеко-машинного взаимодействия, то есть технических решений, в которых люди и компьютеры не конкурируют,
а дополняют друг друга. Техника берет на себя повторяющиеся рутинные операции, а персонал выступает как генератор смыслов впечатлений и моделей сотрудничества.
Новый ландшафт деловых мероприятий сформируют участники рынка, которые своевременно смогут выйти на высокий уровень технической грамотности, позволят адекватно отделить алгоритмизируемые услуги от исключительно «человекозависимых» и выстроят бизнес вокруг вторых, перепоручив первые цифровым помощникам.
Новый ландшафт деловых мероприятий сформируют участники рынка, которые своевременно смогут выйти на высокий уровень технической грамотности.
Не сомневаюсь, что в индустрии конгрессов и выставок, как и в других отраслях, в которых основная ценность создается в личностном общении, в какой-то момент возобладает экосистемный подход.
Что же касается контента и формата деловых мероприятий, здесь также неизбежна трансформация. Повышение скорости и объема передаваемых по телекоммуникационным сетям данных, например 5G, создают пространство для того, чтобы заново изобретать индустрию деловых событий. Вместе
с реальными экспертами в сессии могут принимать участие виртуальные, как цифровые образы реальных людей, так и диджитал-персонажи. Включение
в контент виртуальных элементов существенно расширит возможности организаторов в переходе от интерактивных форматов к иммерсивным.
Изменятся требования к модераторам. Ведущие будущего – это человеко-машинная система, то есть человек, способный не только эффективно совмещать в сессии экспертные мнения с информационными технологиями
в режиме реального времени, но и в том же режиме реконструировать контент сессии, максимизируя ценность для участников.
Спрогнозируем ситуацию: участники сессии в реальном времени дают обратную связь и задают уточняющие вопросы через приложение, искусственный интеллект отфильтровывает наиболее содержательные комментарии и вопросы, система управления таймингом добавляет или сокращает время спикеру,
не прерывая сессию. Выступающий может «выйти в другую комнату» с группой участников, интересующихся отдельным аспектом его экспертизы, а потом, вернувшись, получить резюме того, что он пропустил и включиться
в модерируемую дискуссию по вопросу, который аудитория обозначила как наиболее актуальный. Параллельно алгоритмы формируют рейтинг спикеров
и рассчитывают вознаграждение модератору на основе комплексного интегрального показателя качества сессии. Уже сегодня организатор событий может делегировать ведущему разработку нестандартных форматов деловых мероприятий, повышающих вовлеченность, как аудитории, так и спикеров.
Будет корректироваться и подход к подбору экспертов. С учетом нарастающего запроса на межфункциональное и межотраслевое взаимодействие шанс
на лидерство получат те операторы, которые сумеют органично интегрировать
в деловые события мультипотенциалов – специалистов, способных переформатировать сессии из пространства коммуникации в область сотрудничества и генерации новых прикладных идей и решений.
С учетом нарастающей потребности в эффективной и эмоционально насыщенной деловой коммуникации, той самой «экономики впечатлений», вполне реальна гипотеза, что модерация в самом ближайшем будущем станет отдельным сектором индустрии, и на «модератора» будут ходить так же, как сегодня ходят в театр на «актера», здесь будут свои звезды.
Ключевые вызовы деятельности конгрессно-выставочных компаний заключаются в автоматизации рутинных операций в области взаимодействия
с клиентом. А также в усовершенствовании и оптимизации процессов управления клиентской базой, в том числе применении интеллектуальных методов сегментации заказчиков, управлении «картой путешествия клиента»
на всех этапах жизненного цикла клиента для повышения его совокупной ценности для оператора, выявлении неочевидных целевых групп
с персонализацией предложений.
Подобные рассуждения и прогнозы могут показаться невероятными или отстраненными от текущей ситуации в индустрии событий. Однако сейчас, именно весной 2020 года, настал тот самый момент, когда мы создаем будущее и активно влияем на его развитие.
автор: Воронков Сергей для журнала Congress Time