РСВЯ online
О новых реалиях деловых мероприятий в России
Николай Карасев

эксперт по выставочной деятельности и генеральный директор агентства «ЭкспоЭффект» о новых реалиях деловых мероприятий в России

- Какие у Вас впечатления от посещенных мероприятий после возобновления выставочной деятельности?

- Если говорить о текущем положении дел на выставочном рынке, то, к счастью, самые страшные опасения, на мой взгляд, не оправдались. Главный итог - это высокая посетительская активность. Безусловно, ожидаемое количество экспонентов сократилось, на некоторых выставках это более заметно, где-то в меньшей степени. Тем не менее, произошло это по понятным причинам, прежде всего, из-за того, что многие иностранные компании не смогли приехать. Сейчас часть компаний в России испытывают экономические трудности, это тоже очевидно, но, тем не менее, при всем при этом экспозиции выглядят очень достойно. Есть стенды, которые, ну так скажем, никак не отличаются от допандемического периода по наполнению эксклюзивностью, по интерактивности. Повторю, самый главный итог, самое важное - это высокая пластическая активность. Я постоянно на связи и с организаторами, и с участниками выставок, со многими компаниями на постоянной основе работаю. Они подтверждают, что происходит то, что происходило и в кризисные времена: на выставки приезжают самые активные, самые заинтересованные, самые платежеспособные посетители. Качественный состав растет, приезжают первые лица по понятным причинам - они хотят лично видеть, кто остался на плаву, кто как себя чувствует, чтобы принимать оперативные и стратегические решения по закупкам. Многие связи во время кризиса разрушаются, поэтому компаниям необходимо восполнять эти потери. В этой связи плотность контактов на выставке и качество контактов, которые получают оставшиеся на рост экспоненты, значительно растет. Такое бывает всегда: и в кризис, и в посткризисный период, и сейчас не исключение. На самом деле, все что произошло - ситуация достаточно искусственная. Она не обусловлена была ничем, кроме как формальными запретами, поэтому совершенно логично, что как только разрешение было получено, все начинает постепенно возвращаться в привычное русло.

На выставках в Крокус Экспо, которые организовывает Hyve Group, опять же со мной поделились отзывами участников. Они открыто говорят, что многие экспоненты их благодарили за то, что их в свое время убедили участвовать и развеяли их опасения, вселили уверенность. Сейчас после того, как выставка прошла, они говорят спасибо. На выставке «Цветы» я пообщался с питомником растений - посетителей не так, может быть, много как в прошлые годы, но на фоне отсутствия иностранных компаний мы получили всех клиентов. Нет худа без добра, что называется. Радостно, что выставки вернулись в живой формат. Только, наверное, потеряв что-то, начинаешь изучать насколько это ценно.

- Какие кейсы по обеспечению безопасности Вам показались наиболее удачными?

- На выставке «Армия» был очень грамотно организован контроль доступа, разделены потоки посетителей, осуществлялось измерение температуры, естественно, требования по ношению масок. На стендах компаний я видел напоминание о необходимости соблюдать дистанцию, рекомендации носить маску и постоянно мыть руки, использовать санитайзеры. Я видел и очень ответственных сотрудников – стойки огорожены прозрачным стеклом, в залах безопасная рассадка.

Я думаю, что напряжённость из-за ситуации компенсируется как раз позитивными эмоциями от того, что, наконец, все вернулись к живому общению, так что совершенно правильно было замечено - выставки нельзя сравнивать с массовыми мероприятиями, публичными днями города, даже с концертами нельзя сравнить. Я поддерживаю инициативу РСВЯ в проведении акции #ВыставкиКонгрессыБезопасно, и лично могу подтвердить, и как эксперт, и как посетитель огромного количества живых мероприятий, что на выставках все проходит с соблюдением норм безопасности.

- Увидели ли Вы кейсы удачного участия в формате онлайн либо в формате гибридных мероприятий именно с международной составляющей?

- Опять же и на «Армии», и на других выставках я видел стенды иностранных компаний, даже национальные экспозиции, в основном на них работали сотрудники из России. Так или иначе иностранные компании хотят присутствовать на нашем рынке, хотят работать, и через своих представителей все-таки продолжают участвовать.

По поводу онлайн-форматов и гибридных сценариев: действительно с коллегами из московского экспортного центра не так давно я проводил мероприятие о том, как эффективно использовать онлайн-платформы для проведения выставки. Там тоже есть много нюансов, если кому-то будет интересно, есть видеозапись этого мероприятия. Плюс в книге, которую я пишу, тоже будет раздел, посвященный этой теме. Практика показывает, что, конечно, живое общение заменить невозможно, тем не менее, когда нет других ресурсов для коммуникации, онлайн-формат вполне подходит. Здесь 3 составляющие - это онлайн-каталог компании или продуктов, структурированный marketplace, это коммуникационная платформа, где можно общаться либо через чат, либо через e-mail или через видеоконференцсвязь, третье - это программа мероприятий: образовательных, научных, деловых. Вот этими тремя составляющими можно достаточно успешно пользоваться. Но главная проблема, с которой сталкиваются участники, заключается в том, что не все были готовы к режиму работы в этом формате. Многим казалось, что ну вот мы там что-то кому-то напишем, тот напишет нам, и потом, когда-то это будет происходить. На самом деле, те, кто эффективно отработали в онлайн-формате, работали в режиме реального времени, те, кто быстро адаптировались к этой истории, получили результат. Я считаю, что у гибридного формата проведения выставочных мероприятий есть хорошие перспективы. Один из показательных таких примеров - выставка электронной коммерции, которая прошла как раз в Крокус Экспо. Два дня в живом режиме на выставке, и третий день был онлайн. Возможность участвовать в онлайн- формате получили те, кто участвовал со стендом первые два дня. Вот когда онлайн-мероприятия по сути выступают добавочной ценностью к живому событию, вот тогда это, на мой взгляд, работает лучше всего. Тем более, когда речь идет о проведении конференционных мероприятий, когда есть возможность подключать дистанционно спикеров из других городов и стран. Вот это безусловный плюс, который организаторы взяли на вооружение на некоторых живых мероприятиях. Это интересный опыт, который мы все получили за время пандемии.



- Чему в настоящее время надо уделить внимание организаторам? Как выделиться особенным образом? Предложить использовать какие-то дополнительные механизмы для того, чтобы эффективно участвовать в выставках?

- Возможно, я скажу парадоксальную вещь, но не произошло ничего революционного, на мой взгляд. Все технологии успешного участия в выставках, которые здорово работали, продолжают работать и сейчас. Это, в любом случае, качественная грамотная постановка задач, разработка выставочной концепции, определения приоритетной целевой аудитории, разработка спецпредложений для посетителей выставки, грамотная организация пространства, оформление стенда. Ключ к успеху - это совершенно точно работа персонала, здесь ничего не поменялось. В сердце любой коммуникации - контакт человека с человеком. Во время проведения виртуальных мероприятий появились сервисы, которые помогают посетителям и экспонентам коммуницировать бесконтактно. Вот это совершенно точно войдет в практику более активно. Стала более актуальной система сбора фиксации контрактов, оперативная обработка контактов, составление аналитических отчетов.

Вот это ключевые составляющие успеха участия в выставке. Ни по одному из пунктов пандемия не внесла каких-то суперкардинальных изменений. Все, что было актуально, долго будет продолжать оставаться актуальным и после, потому что все равно люди - существа социальные, им нужно общаться, и живой контакт, на мой взгляд, после пандемии только повысил степень своей ценности. Да и многие теперь говорят о том, что вообще общаться вживую - это роскошь, это такой лакшери-стиль. Так что нужно возвращаться на выставки и участвовать в них системно.