РСВЯ online
В чем секрет самарских ярмарок?

Андрей Левитан
Генеральный директор «Волга-Экспо»
За это время нам удалось поработать и понять, что даже
в условиях коронавируса и летнего традиционного спада, мероприятия проводить возможно, и покупательская способность в самарском регионе вполне достойная.

Что касается санитарно-эпидемиологических требований, которые сейчас существуют для отрасли, то мы их выполняли. Насколько это реалистично выполнить – нереалистично.
За это время нам удалось поработать
и понять, что даже в условиях коронавируса и летнего традиционного спада, мероприятия проводить возможно,
и покупательская способность в самарском регионе вполне достойная
Добрый день, коллеги, приветствую вас с берегов Волги, с 40-градусной жары.

Мы, выставочная компания «Экспо-Волга»,
за последний календарный месяц провели два ярмарочных мероприятия. Поскольку ярмарки законодательно разрешены, здесь правовых проблем мы не встретили. Наш комплекс официально является площадкой для проведения ярмарочных мероприятий и включен в реестр Минпромторга региона. Поэтому никаких особых проблем ни с рекламой, ни с курирующими нас организациями, которые осуществляют контроль, не было.

Первое мероприятие, которое мы провели – универсальная ярмарка с продуктовым и непродуктовым сегментами (примерно 50/50%). У нас было порядка 80 участников. Мы это мероприятие сделали просто «с колес», физически за две календарные недели. У нас был крайне бюджетный ценник, который не соответствует нашим традиционным рыночным прайсам. Мы пошли на этот шаг для того, чтобы поддержать отрасль, самих себя, дать возможность персоналу почувствовать, что у нас есть поле для деятельности, что морально очень важно для команды.

Это мероприятие состоялось. Оно было нетрадиционно длинным – 12 календарных дней. За это время нам удалось поработать и понять, что даже в условиях коронавируса и летнего традиционного спада, мероприятия проводить возможно, и покупательская способность в самарском регионе вполне достойная.

Большинство участников были приезжие, и их ожидания оправдались, потому что они не были завышенные. Все понимали, что легко никому не будет, и ожидали даже худшего.

Первые пару дней посещаемость была откровенно слабая, потом мы подключили и блоггеров, и другие каналы, и интернет. За счет того, что экспозиция была сама по себе интересная, и интересные участники с интересной продукцией — это дало эффект, и вторая половина ярмарки прошла более успешно. Это еще раз показывает - что бы то ни было, а жизнь не останавливается.

Второе мероприятие, которое мы провели – это наша традиционная ярмарка «Благословенная Самара», оно шло 7 дней. Это мероприятие мы провели вместо отмененного в апреле. Апрельская ярмарка была снята по причине паники внутри правительства и горожан, мы все помним наши настроения на конец марта – апреля.

Мы перенесли ее на неопределенный срок. Но сейчас мы поняли, что провести ее возможно, и мы провели. Во-первых, мы отработали большое количество предоплат, которые были получены еще весной и зимой 2020 года. Мероприятие по количеству участников было 80% от планируемого объема, поскольку к нам не смогли приехать иностранные участники из Молдовы, Белоруссии, Украины и Грузии. А они традиционно приезжали в предыдущие периоды. В этот раз иностранные участники были лишены такой возможности, поэтому наша экспозиция подсократилась. Но мы ее дополнили теми участниками, которым просто не хватало места в предыдущий период.

По посещаемости внутри «идеального шторма» мы еще и столкнулись с «девятым валом». Потому что у нас климатические условия совершенно экстремальные : + 35 в тени и до +55 на солнце. Это прямо Арабские Эмираты. Этот фактор очень повлиял на посещаемость, она была низкая. Хотя мы достаточно неплохо отработали по рекламе. В день грозы, когда стало прохладнее, народ пошел.

Тем не менее участники с пониманием к этому отнеслись, потому что те люди, которые приходили – покупали, и участники свою задачу выполнили. При этом мы тоже свою задачу выполнили – провели мероприятие, отработали значительную часть задолженностей в связи с его отменой весной и заложили фундамент на традиционную осеннюю ярмарку в сентябре.

Участники благодарили за возможность поработать, для многих это вообще было первое мероприятие после «короны», которое они посетили. После нас они поехали в Казань и еще пару городов, которые тоже начали проводить подобные ярмарки.

С правовой точки зрения – у нас ярмарочное мероприятие. К сожалению, мы отменили всю культурно-просветительскую программу, это тоже повлияло на посещаемость. В предыдущие ярмарки у нас всегда был интересный контент, спикеры по православной тематике, авторы художественных произведений. Сейчас мы были лишены этой возможности, а переносить в онлайн мы не стали, все-таки аудитория более возрастная: 50-60+. Мы не стали тратить усилия, потому что люди из этой возрастной категории привыкли общаться оффлайн.

Что касается санитарно-эпидемиологических требований, которые сейчас существуют для отрасли, то мы их выполняли. Насколько это реалистично выполнить – нереалистично. Нереалистично выполнить – это про ношение масок у посетителей. Это вопрос, который в нашей культуре не решается. Мы не Тайланд, мы не Китай, мы не Германия - наши граждане относятся к этому по-своему.

Мы стояли на входе и заставляли надевать маски, без масок никого не пускали. Люди ругались, надевали маску, заходили в зал, маску снимали. О перчатках даже речи никакой не было. Любые попытки нас как организаторов на это повлиять приводили к острым конфликтам. Такая же ситуация наблюдается мной и в торговых центрах, и в других общественных местах.

Что касается санитайзеров – это все было, также были размечены нормы социального дистанцирования на полу, организована кабина с целительным медицинско – православным туманом, который мы пропускали на входе. Было сложно направить туда людей, и возникали конфликтные ситуации.

Вторая не менее значимая проблема – организовать ношение масок и перчаток для тех, кто работает на стенде. Мы не жестили. Мы ходили, уговаривали и убеждали, но не штрафовали, не создавали ажиотаж. Подавляющее большинство экспонентов наши рекомендации не выполняли. Благо у нас не было конфликтных ситуаций.

На входе мы измеряли температуру и оценивали общее внешнее состояние. За все дни ни одного человека с соплями, кашлем или другими проявлениями болезни к нам не пришло.

Что касается покупательской способности – она скорректировалась в сторону снижения. По среднему чеку в прошлом году ситуация выглядит не так оптимистично.

Могу сказать, что, судя по тому потребительскому поведению, всем интересен оффлайн, если есть интересный контент. Так же было и раньше. Что касаемо среднего чека, то он будет снижаться в последующие периоды. Мы здесь иллюзий не питаем, просто это условия новых реалий, и к этому будут адаптироваться все, кто имеет отношения к продажам, и их ожидания тоже будут корректироваться.

Сейчас мы рассматриваем еще один проект на август. Он будет другого тематического содержания. Это будет история, связанная с детьми, с подготовкой к 1 сентября, с дошкольниками.

На вторую половину года планируем реализовать практически все наши проекты, запланированные в календаре мероприятий. Мы осознаем риски, которые несем – могут быть запреты, повышение эпидемиологического порога. Но мы движемся в сторону продаж. Сейчас продаем сильный проект «Шар», который стартует в последних числах сентября. Продаем нефтянку, дентал – это октябрь – ноябрь.

Пока изменения в своих планах мы не делали. Конечно, есть вопросы, связанные с продажами, многие участники готовы контрактоваться, готовы рассматривать участие, но если будут ограничительные меры, будем переносить. Денег мы с участников не собираем, предоплаты не берем. В такой ситуации никто платить не готов. Пока сами финансируем эти проекты. Но надеемся, что нам удастся провести мероприятия в том или ином масштабе.

Это на сегодняшний день краткий обзор деятельности «Волга-Экспо». Всем хочу пожелать продолжения продуктивного лета и выхода на нормальную продуктивную работу, начиная с осени!